Воскресенье, 21 Июля 2019, 03:25
Приветствую Вас, Гость
 

Домашний театр

   Как сделать так, чтобы общение с ребенком было не только не в тягость, но и в радость для всех? Один из самых приятных и проверенных способов - домашний театр. Рождество, Новый Год и снова Рождество - чем не повод испробовать свои силы в этой игре? Подготовку начните уже сейчас. Ей-богу, не пожалеете: успех гарантирован! 

   Удовольствие начинается задолго до спектакля. Потому что процесс подготовки включает в себя много такого, что можно делать вместе с ребенком. Сначала вы пишете пьесу, потом разучиваете роли, потом репетируете, потом изготавливаете декорации, костюмы или кукол. Будьте уверены, эти вечера запомнятся ребенку на всю жизнь и будут ассоциироваться с чем-то вроде уютного абажура над круглым столом, когда за окном мороз и темень... 

   Спектакли могут быть разными: актерскими и кукольными - предпочтения зависят от ваших рукодельных возможностей и, конечно, от вашего свободного времени. В этот раз мы предлагаем заняться кукольными представлениями. Ведь куклы - лучшие актеры на свете. Они никогда не переигрывают, не фальшивят, не бывают в дурном настроении или не в форме. Их юмор - бесхитростный, а персонажи однозначны: принцесса обязательно красивая и добрая, хоть и капризная, а волк - злой, с алчно горящими глазами, даже когда притворяется бабушкой. 

Петрушка, Каспер и другие.

Для спектакля можно придумать что-то свое, но можно использовать и готовый сценарий. Ну, например, в Германии и Швеции очень популярен "театр Каспера". У него многовековая история, а его главный герой, вероятно, произошел от итальянского Пульчинеллы. В английской фольклорной традиции тоже есть похожий персонаж, зовут его Панч, а в России он известен как Петрушка, он же Петр Иванович Уксусов. (В вашем спектакле он вполне может быть и добрым маленьким привидением Каспером.)

Озорник и плут Каспер - герой без возраста. Он весел, великодушен и постоянно что-то затевает. Ему здорово достается за его озорство, но разумнее и мудрее он от этого не становится. Каспер не умеет считать и часто все путает, плохо понимает цену деньгам, бывает хвастлив и болтлив, а иногда вдруг становится стеснительным и робким. Главное же - он никогда никого не поучает.

Дети сразу признают в Каспере своего товарища и единомышленника. С его помощью легче вразумить шалуна или приободрить заболевшего малыша. Стоит лишь Касперу подойти к кроватке и незатейливо пошутить, как от детских огорчений не остается и следа.

Другие участники театра - не столько оригинальные личности, сколько типажи, олицетворяющие различные человеческие качества: доброту, благородство, глупость, жадность...

Реквизит.

На роль ширмы подойдет одеяло, растянутое в дверном проеме или в углу комнаты. Можно сделать занавес, подвесив в дверном проеме две гардины, которые будут разводиться в стороны перед началом представления. В декорациях нет необходимости: театр Каспера предельно прост, и реализм декораций будет лишь мешать его восприятию. В качестве задника лучше всего использовать простую драпировочную ткань, на фоне которой будут появляться персонажи. И не бойтесь разочаровать детей: фантазия поможет им домыслить то, чего они не увидят на сцене. В этом отношении наши отпрыски мало отличаются от своих сверстников прошедших веков.

Куклы.

Конечно, интереснее сделать их своими руками, но имейте в виду, что лица самодельных положительных героев, например принцессы или короля, часто выходят не такими красивыми, как хотелось бы. Гораздо лучше удаются злые и смешные персонажи - разбойник, ведьма и т. д. Кукла, с которой снимается одежда, может исполнять несколько ролей: булочник легко превращается в лекаря, волшебник - в принца и т. д. Здесь годятся любимые игрушки (для положительных персонажей), папины носовые платки (для проходных) и носки (для отрицательных). Творческое удовлетворение наступает как раз от того, что оптимальное решение находится в результате долгих исканий. Именно поэтому мы не даем технологических советов.

Домашний театр. Сценарий спектакля

Интереснее всего готовить спектакль, если вы на праздники ждете гостей.

Актеры размещаются за ширмой. Персонажи выходят к зрителям сбоку или из глубины сцены. Злой волшебник, ведьма могут появляться снизу. Если кукла должна спать на сцене, ее поворачивают спиной к публике, поскольку она не умеет закрывать глаза.

Позаботьтесь о том, чтобы все необходимое было у вас под рукой, иначе в спектакле возникнут паузы. Вам поможет фартук с большими карманами, где перед началом представления можно разложить кукол в определенном порядке, чтобы быстро доставать их по ходу действия. Различные предметы, задействованные в спектакле, например, цветы, приколите булавками к внутренней стороне ширмы, тогда вы их точно не потеряете.

Спектакль вполне под силу сыграть одному человеку. Правда, в этом случае исполнителю придется часто менять голоса и регистры, говоря за всех героев - от немного писклявой принцессы до басовитого короля. А это нешуточная нагрузка на связки. Лучше всего играть вдвоем. В этом случае за ширмой должно быть достаточно просторно, чтобы исполнители могли свободно двигаться. Постарайтесь распределить роли так, чтобы две куклы, занятые в одной мизансцене, находились в руках одного актера: тогда их движения будут более скоординированными.

Малышам 4-5 лет можно поручить короткие роли, чтобы они почувствовали, каково это - быть актерами кукольного театра. Дети постарше с удовольствием будут играть наравне со взрослыми.

"Ребёнок в мире музыки"
 
   Основу содержания музыкальной деятельности детей должен составлять представляющий художественную ценность и апробированный временем и педагогической практикой репертуар. Доступность музыкального материала позволяет детям приобрести навыки движений под музыку, пения в сочетании с движениями, усвоить несложные приемы игры на детских музыкальных инструментах. А совместная деятельность детей и их родителей поможет жить общими интересами, общими переживаниями. 
     Особое внимание следует обратить на наличие музыкально - дидактических пособий и игр дома, что поможет закрепить полученные детьми умения и навыки.
     Если появился интерес к музыкальным инструментам, советуем использовать доступные по способам игры - металлофон, кастаньеты, маракасы, деревянные дожки, трещетки, свистульки, барабаны.
     Активно использовать технические средства (аудиокассеты, диски) в разумных пределах. Наибольший эффект восприятия и осознания ребенком музыки достигается, когда он слышит ее в "живом" исполнении. Поэтому не упускайте время, посещайте с деьми детские спектакли, кукольные представления. Программа "Культура" на телевидении регулярно транслирует передачи о музыке и музыкальных инструментах. Посморите, послушайте вместе с ребенком, достаточно 3 - 5 минут, и вы увидите удивительные результаты такого общения.
     Музыка главным образом действует на наш организм через скрытый или явный ритм - это дух музыкального произведения. Ритму так или иначе подчиняются все функции организма: биение сердца, дыхание, движение. Целители и врачеватели хорошо знали, музыку на каких инструментах стоит рекомендовать при конкретной болезни.
     В современном мире музыкотерапия стала одним из самых популярных методов лечения. Так, негромкая, но бодрая музыка может звучать утром при подъеме. При игре может звучать музыка, соответствующая характеру деятельности: спокойная, созерцательная при рисовании, конструировании, рассматривании рисунков, картин; более подвижного, если это концерт для кукол или для именинника.

     Успокаивающая музыка:

И.Брамс "Колыбельная", К.Дебюсси "Свет луны", Ф Шуберт "Аве Мария", вальсы Штрауса.

При раздражительности:

Бетховен "Лунная соната", Бах "Итальянский концерт", симфонии Гайдна.

Нормализует давление и работу сердца:

Мендельсон "Свадебный марш", Шопен "Ноктюрн", Бах "Концерт ре-минор" для скрипки.

Снимут головную боль:

Огинский "Полонез", Лист "Венгерская рапсодия", Бетховен "Фиделио".

От бессоницы:

Григ - сюита "Пер Гюнт", Шуман "Грезы", пьесы Чайковского.

 Музыка для слушания в младшей группе:

Журбин "Марш", Потоловский "Лошадка", Магиденко "Курочка", Метлов "Зима прошла", Руббах "Воробей", Волков "Капризуля", Тиличеева "Березка", Моцарт "Спи, моя радость", р.н.п. "Ах, ты котенька", а так же колыбельные песни.

Музыка для слушания в средней группе:

Д.Кабалевский "Вальс", "Полька", Моцарт "Колокольчики звенят", Левидов "Колыбельная", А.Гречанинов "Котик заболел", "Котик выздоровел", В.Шаинский "Улыбка, "Про кузнечика", Рахманинов "Итальянская полька", Чайковский "Вальс" из балета "Щелкунчик", Шуман "Смелый наездник", С.Майкопар "В садике", "Пастушок", Э.Григ "Бабочка".

   Музыка для слушания в старшей и подготовительной к школе группе: 

П.И.Чайковский "Осень", А.Вивальди "Зима", Л.Бетховен "Гроза", С.Прокофьев "Вечер", Н. Римский - Корсаков "Океан - море синее", П.Чайковский танцы из балетов "Лебединое озеро", "Спящая Красавица", В.Моцарт"Концерт для флейты с оркестром", М.Равель "Болеро".
     Не забывайте о том, что музыка природы обладает тем же самым целительным свойством. Слушайте пение птиц, шум волн, шелест листвы и тишину - обогащайте впечатления детей, формируйте музыкальный вкус, развивайте мышление, фантазию, память и слух своего ребенка. 

05.04.2012
Материал подготовил:
Муз. руководитель Землянская В.В.
Материал опубликовал:
Симонова Т.В
.
 
 
"Ребёнок и музыка"
 
   Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве, то она может прозвучать так: Влюбить детей в хорошую музыку.
   Перед нами стоят задачи обучения детей различным видам элементарной музыкальной деятельности, формирования у них музыкальных способностей, основ музыкального вкуса, а так же многие другие, связанные с общим психическим развитием. Эти задачи определяются возрастными особенностями детей - дошкольников и особенностями музыки как искусства.
Гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух сфер психики - интеллектуальной и эмоциональной. В нашем случае эмоциональная сфера является ведущей.
   Музыка - это "модель человеческих эмоций". Музыка отражает наше отношение ко всему, что нас окружает и существует в нас самих. Музыка - самое сложное из искусств. Сложность не в том, что она состоит из очень большого числа самых разных средств выразительности, сколько абстрактным характером музыкального художественного образа. Ребенка надо постепенно вводить в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкальных художественных образов, а значит дать возможность их пережить.
   Все родители наблюдают, что сначала малыш, стоя в кроватке, приседает в такт музыке и как бы подпевает, радуясь ее звучанию. Наблюдая за ребенком, когда он слушает музыку, в движении, пении, игре - мы можем судить о эмоциональной отзывчивости на музыку. Как и когда возникает эмоциональная отзывчивость? Наблюдения позволяют предположить, что отзывчивость на музыку, а затем и возникающая потребность в ней, рождаются в условиях, когда мама или другой близкий человек занимаются музыкой. Музыкальная деятельность становится привлекательной для ребенка, происходит "эмоциональное заражение", появляется желание слушать музыку, постепенно формируется потребность в ней.
   Детям, как правило, очень нравятся музыкальные занятия в детском саду - они несут радость, вызывают эмоциональный подъем. Период дошкольного детства является сензитивным для музыкального развития ребенка. В это время формируются многие качества, необходимые для дальнейшего развития, не только музыкального, но и интеллектуального, нравственного, общекультурного. Очень важно, чтобы в этот период музыка была высокохудожественной, ярко выражающей доступные детям эмоции.
 
20.03.2012
Материал подготовил:
Муз. руководитель  Землянская В.В.
Материал опубликовал:
Симонова Т.В